Что такое статус земельного искусственного участка
Положение об участке, созданном искусственно на воде, в законодательстве России существует с 2011 года. Ранее понятие статуса земельного искусственного участка существовало только в сводах норм на расширение технической базы и построения новых зданий, сооружений.
После 2006 года данное понятие появилось в Федеральном законе № 261-ФЗ, регулирующим расширение портов за подобный счёт.
Однако со временем гражданское строительство начало довольно стремительно развиваться, вследствие чего земли стало не хватать и появилось предложение о сооружении участков на воде (ИЗУ) для регулирования появления объектов гражданского строительства.
Чтобы было понятно, какое место ИЗУ занимает в правом пространстве РФ, необходимо ответить на следующие вопросы:
— что такое ИЗУ;
— кто имеет право быть создателем и собственником земельного искусственного участка.
Что такое ИЗУ
В правовом режиме искусственный земельный участок — это остров или полуостров, который построен на каком-либо водном объекте, принадлежащем государству, путём строительных технологий, используемый после начала эксплуатации, в качестве земельного участка.
При этом этот новый объект может омываться со всех сторон водой или быть присоединён к одному из имеющихся земельных участков. Обратите внимание, что само определение ИЗУ оставляет за собой некоторую двусмысленность.
Интересной особенностью является то, что согласно определению существование рассматриваемого объекта можно разделить на два периода:
- до ввода в эксплуатацию;
- после ввода в эксплуатацию.
При этом, что самое главное, эти два периода регулируются разными правовыми нормами и правилами, а это значит, что и юрпроцессы могут проходить в разном режиме бюрократической сложности.
Градостроительный кодекс РФ под № 190-ФЗ от 29.12.2004 управляет объектом на первом периоде, а на втором участок входит в поле действия Федерального закона, принятого 19.07.2011 под № 246-ФЗ.
Замечание специалиста: будьте осторожны, поскольку из-за особой ситуации с правовым режимом, выделение площади территорий, водных объектов или их частей для создания ИЗУ не требуется, что объясняет статья 102 ч.2 Земельного Кодекса РФ, а именно о невозможности образовании земельных территорий на водных поверхностях.
Кто имеет право быть создателем и собственником
Чтобы создать ИЗУ, следует соблюсти все нормы правового режима и выполнить следующие действия:
- Подготовить проектное разрешение, позволяющее создавать искусственные земельные участки на любом водном объекте, который является федеральной собственностью или его частью.
- Согласовать подготовленный проект и опубликовать его в сети Интернет.
- Иметь все обязательные разрешения на создание ИЗУ.
- При необходимости провести аукцион на определение права на создание ИЗУ.
- Заключить и нотариально заверить договора об их создании.
- Подготовить и утвердить документы о планировке территории в ее будущих границах спланированного объекта.
- Выполнить все инженерные расчёты при подготовке проектной документации.
- Составить документы о проекте искусственного земельного надела, когда будут иметься все результаты инженерных исследований.
- Получить государственные экспертизы и экологическую государственную экспертизу программной документации ИЗУ.
- Провести все завершающие работы по обоснованию участковой зоны.
Таким образом, ИЗУ будет создан, а его владельцем, как правило, становится организатор этого проекта. В процессе использования новой территории на воде с ней могут происходить любые юридические изменения, как и с обычным земельным наделом, которые регулируются ФЗ, указанным выше.
Смотрите видео, в котором специалист озвучивает актуальные особенности статуса искусственных земельных участков:
Внимание!
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов,
но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать,
как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам:
+7(499) 703-42-21 — Москва
+7(812) 309-91-17 — Санкт-Петербург
+7(800) 500-27-29 доб. 482 — Россия (общий)
или если Вам так удобнее, воспользуйтесь формой онлайн-консультанта ниже!
Все консультации у юристов бесплатны.
Еще статьи по теме:
Искусственный земельный участок как объект правового регулирования гражданского и земельного права: вопросы теории (Мельников Н.Н.)
Все статьи Искусственный земельный участок как объект правового регулирования гражданского и земельного права: вопросы теории (Мельников Н.Н.)
Наиболее распространенным объектом гражданских прав являются вещи, главный признак которых заключается в способности удовлетворять потребности людей. В системе классификации вещей важная роль отводится их делению на недвижимые и движимые вещи. Согласно ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации 1994 года (далее — ГК РФ), недвижимые вещи подразделяются на недвижимые по своей природе (земельные участки и участки недр), недвижимые в силу прочной связи с землей (здания, строения, сооружения) и недвижимые в силу признания таковыми законом (морские суда, космические объекты и др.). К какой из указанных категорий могут быть отнесены искусственные земельные участки?
Согласно ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации 2001 года (далее — ЗК РФ), условия и порядок возведения искусственных земельных участков регулируются Федеральным законом от 19.07.2011 N 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 246-ФЗ), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Согласно ст. 3 Закона N 246-ФЗ, искусственный земельный участок представляет собой сооружение, которое создается на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, и признается после ввода его в эксплуатацию также земельным участком.
Понятие искусственного земельного участка может быть сформулировано на основе определения природно-антропогенного объекта, являющегося, согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», объектом, измененным в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объектом, возведенным человеком, обладающим свойствами природного объекта и имеющим рекреационное и защитное значение <1>. Исходя из сказанного, понятие искусственного земельного участка соответствует определению природно-антропогенного объекта, но не в полной мере, так как возможности использования искусственных земельных участков должны быть шире и определяться их целевым назначением.
<1> Аналогичное определение приводится в Модельном законе от 15.11.2003 N 22-18 «Об экологической безопасности» // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ. 2004. N 33.
В литературе справедливо отмечалось, что искусственный земельный участок как единый объект распадается на два объекта: объект капитального строительства и земельный участок [1, с. 12 — 16]. ГК РФ и ЗК РФ характеризуются пробельностью при регулировании отношений, связанных с созданием искусственных земельных участков, поскольку не содержат понятие такого участка и не регулируют его правовой режим, в то время как искусственный земельный участок характеризуется рядом существенных отличий от иных объектов гражданских прав и объектов земельных отношений.
В соответствии со ст. 3 Закона N 246-ФЗ искусственный земельный участок представляет собой сооружение, признаваемое после его ввода в эксплуатацию земельным участком, который (несмотря на ввод его в эксплуатацию) не утрачивает статус сооружения. Кроме того, для сохранения потребительских свойств искусственного земельного участка его правообладателю необходимо регулярно принимать определенные меры по поддержанию и сохранению участка в течение периода его эксплуатации.
Искусственный земельный участок относится к объектам частных прав, вместе с тем понятие такого участка шире понятия объекта капитального строительства; на данный участок распространяются положения земельного законодательства, регулирующего отношения по использованию и охране земель. Искусственный земельный участок, как и участок, являющийся природным объектом, выполняет территориальную функцию и выступает основой — базисом, на котором располагаются различные объекты жизнедеятельности человека, что обусловливает необходимость установления пределов прав собственника такого участка и требований к его безопасности.
В соответствии со ст. 3 Закона N 246-ФЗ искусственный земельный участок создается путем намыва или отсыпки грунта. Исходя из строительных норм и правил, искусственный земельный участок является природно-техногенным массивом, образованным намывом грунтов на естественное основание и ограниченным площадью намыва, а по глубине — активной зоной взаимодействия с геологической средой [4]. Аналогичная технология применяется при создании гидротехнических сооружений (ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»).
В литературе правильно обращалось внимание на сложности, связанные с разграничением гидротехнических сооружений и искусственных земельных участков [8, с. 74 — 80]. Так, СНиП 33-01-2003 [5] в качестве одного из видов гидротехнических сооружений называет искусственные острова, а СНиП 22-02-2003 [6] — искусственные пляжи, создаваемые путем намыва или отсыпки грунта.
В некоторых судебных актах [3, 4] понятия «искусственный земельный участок», «гидротехническое сооружение» и «искусственный остров» используются как синонимы, что нельзя охарактеризовать как простую лексическую ошибку. Цели создания гидротехнических сооружении могут не ограничиваться защитными функциями. Такие сооружения нередко представляют собой объекты, на которых располагаются административные и технические здания, подъемные механизмы, краны и т.п. К гидротехническим сооружениям относятся также волнозащитные пляжи, возводимые для обеспечения удобного подхода и швартовки судов. На основе гидротехнического сооружения, например берегоукрепительной плотины, может быть создан причал, в результате чего функциональные возможности и характеристики объекта становятся значительно шире целей строительства берегозащитного сооружения <1>.
<1> Последствия таких действий, как отмечается в Определении ВАС РФ от 23.04.2010 N ВАС-327/08, заключаются в том, что «гидротехническое сооружение приобретает статус нового объекта — причала».
Приведенные примеры показывают, что отношения по созданию искусственных земельных участков и гидротехнических сооружений взаимосвязаны, однако данные отношения нечетко регламентируются Законом N 246-ФЗ, в то время как правовое регулирование порядка возведения искусственного земельного участка и гидротехнического сооружения существенным образом различается.
Возведение искусственного земельного участка должно осуществляться на основе разрешения на создание участка, проектной документации, документации по планировке территории и разрешения на проведение строительных работ, при отсутствии которых искусственный земельный участок может быть признан, согласно ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой.
До ввода в эксплуатацию искусственный земельный участок представляет собой объект капитального строительства, который, согласно ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации 2004 года, является объектом незавершенного строительства, при этом в Законе N 246-ФЗ вопрос о возможности государственной регистрации права собственности на данный объект остался неурегулированным.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон N 122-ФЗ) регистрация права собственности на создаваемый объект недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном ст. 25 данного нормативного правового акта, но в данной статье нет специальных положений о регистрации права собственности на искусственный земельный участок как объект незавершенного строительства. С этим нельзя согласиться, поскольку создание искусственного земельного участка является капиталоемким процессом, требующим значительных инвестиций, поэтому заинтересованные лица должны иметь возможность получить дополнительное финансирование посредством ипотеки возводимого участка.
В соответствии со ст. 13 Закона N 246-ФЗ искусственный земельный участок может находиться в собственности граждан и юридических лиц, однако с приобретением права частной собственности на искусственный земельный участок могут возникнуть сложности, связанные с необходимостью четкого определения способа приобретения права собственности на искусственный земельный участок и решения вопроса о субъекте права собственности на береговую полосу в границах искусственного земельного участка.
Правовое регулирование возникновения новых территорий за счет прибрежных вод берет начало со времен римского права, в соответствии с которым увеличение прибрежной полосы вследствие намыва грунта и песка получило название alluvio, а отрыв полосы земли водой и последующее ее сращивание с другой частью суши именовались avulsio. Этот процесс изменения прибрежных границ носил естественный характер и не являлся результатом деятельности человека.
В Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, одобренной решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009, возведение намывных территорий квалифицировано как искусственное приращение прибрежного земельного участка (п. 3.4.7 разд. IV). Аналогичная позиция изложена в письме Минэкономразвития России от 31.03.2009 N Д23-836 «Об искусственно созданных земельных участках».
Такой способ приобретения права собственности, как приращение, не может использоваться в отношении искусственного земельного участка, возникающего в процессе осуществления строительных работ. В Законе N 246-ФЗ речь идет о создании искусственного земельного участка, поэтому способ возникновения права собственности на искусственный земельный участок следует определить как создание вещи, собственником которой в силу ст. 218 ГК РФ является лицо, ее создавшее.
Мероприятия по созданию искусственного земельного участка завершаются подписанием документов, подтверждающих соответствие участка требованиям проектной документации и технических регламентов, и акта приемки участка, которые необходимы для получения разрешения на ввод участка в эксплуатацию. Согласно ст. 14 Закона N 246-ФЗ разрешение на ввод является также решением о переводе земель водного фонда в земли иных категорий <1> и об установлении и (или) изменении видов разрешенного использования искусственного земельного участка. При отнесении участка к землям населенных пунктов разрешение на ввод в эксплуатацию служит основанием для внесения изменений в генеральные планы поселений, городских округов, субъектов Российской Федерации и схемы территориального планирования муниципальных районов в части изменения границ населенных пунктов.
———————————
<1> Аналогичное положение предусмотрено ст. 12 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Постановка искусственного земельного участка на кадастровый учет осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 25.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Особенности государственной регистрации права собственности на участок определяются ст. 22.3 Закона N 122-ФЗ.
После ввода в эксплуатацию искусственный земельный участок приобретает правовой режим земельного участка как природного объекта, но в то же время, согласно ст. 3 Закона N 246-ФЗ, искусственный земельный участок, даже будучи введенным в эксплуатацию, не утрачивает статус сооружения. Такой подход следует признать правильным, поскольку он отражает искусственный характер возведенного объекта, поэтому Закон N 246-ФЗ целесообразно дополнить положениями, направленными на обеспечение безопасности искусственного земельного участка после ввода его в эксплуатацию.
В заключение необходимо отметить следующее. Определение понятия и общетеоретических основ правового режима искусственного земельного участка как природно-антропогенного объекта следует отнести к сфере правового регулирования земельного права. Подробное рассмотрение специфики земельных отношений выходит за пределы настоящего исследования, однако отметим, что процесс создания и эксплуатации искусственных земельных участков предполагает многообразие форм взаимодействия земельного, гражданского, водного, градостроительного и экологического законодательства.
Эффективное регулирование правового режима искусственных земельных участков невозможно без совокупного воздействия указанных норм на рассматриваемые отношения, что предполагает необходимость урегулирования правового режима искусственного земельного участка положениями комплексного законодательства, которое, помимо правовых норм, относящихся к отдельным ветвям права, включает блок норм, отражающих специфику соответствующей сферы общественных отношений.
Представляется целесообразным расширение действующей системы объектов гражданских прав и объектов земельных отношений посредством включения в число таких объектов искусственных земельных участков.
Список литературы
1. Галиновская Е.А., Кичигин Н.В. Правовые проблемы создания и определения режима искусственных земельных участков // Правовые вопросы строительства. 2008. N 2.
2. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: В 2 т. Т. 1. Части первая, вторая ГК РФ / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина (автор комментария — В.П. Мозолин). М., 2011.
3. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.03.2010 N Ф03-1268/2010 по делу А51-12735/2009. Доступ из СПС «Гарант».
4. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12.07.2013 N Ф08-3482/2013 по делу N А32-47120/2011. Доступ из СПС «Гарант».
5. Строительные нормы и правила СНиП 33-01-2003 «Гидротехнические сооружения. Основные положения»: приняты Постановлением Госстроя РФ от 30.06.2003 N 137 // Информационный бюллетень о нормативной, методической и типовой проектной документации. 2003. N 11.
6. Строительные нормы и правила СНиП 22-02-2003 «Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения»: введены в действие Постановлением Госстроя РФ от 30.06.2003 N 125 // Информационный бюллетень о нормативной, методической и типовой проектной документации. 2003. N 11.
7. Тикк О.К. Проблемы правового статуса намывных территорий // Закон. 2007. N 1.
8. ТСН 50-303-96 НН «Основания и фундаменты зданий и сооружений на намывных территориях Нижегородской области. Инженерные изыскания» <http://docs.cntd.ru/document/1200005734> (дата обращения: 12.02.2014).
xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai
Искусственные земельные участки: понятие и проблемы, возникающие при государственной регистрации прав на них
Все мы привыкли отождествлять земельный участок с живой природой, с её составной частью. Однако, человечество уже давно создаёт искусственные земельные участки для различных целей использования: это и Острова Пальм в Дубаи, остров из прессованного мусора и международный аэропорт Кансай в Японии построен на искусственных землях, в России часть территории Санкт-Петербурга расположена на насыпной территории. А по различным оценками, до 40 % территории Нидерланд и до 60 % территории Дании образованы в результате деятельности человека. [1] И это лишь малая часть примеров из множества уже созданных искусственных участков суши, а сколько ещё проектов ждёт своего осуществления!
Всё это свидетельствует об актуальности развития строительства искусственных участков земной поверхности, чему способствует ещё и гораздо более низкая цена таких участков, нежели цена «натуральной» земли. В связи с этим в области правового поля возникает множество вопросов, касающихся оборота искусственных земельных участков и регистрации прав на них.
Итак, понятие искусственного земельного участка содержится в Федеральном законе от 19 июля 2011 год № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Итак, под искусственным земельным участком, созданным на водном объекте, понимается «сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком». [2] Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что такие земельные участки создаются двумя основными способами: путём отсыпки грунта или намыва; остальные способы создания/возведения искусственных участков суши законодатель не конкретизирует, т. к. существует ещё множество различных способов, в том числе и те, которые будут известны в будущем.
Неотъемлемым признаком искусственно созданных участков суши, как мы можем видеть из вышеупомянутого федерального закона, является ввод их в эксплуатацию и признание их после этого земельными участками. Искусственные земельные участки, как указано в законе, могут либо прилегать к существующим участкам суши, либо быть отделены от них.
Если обратиться к Федеральному закону «Об охране окружающей среды», то в статье 1 можно увидеть понятие природно-антропогенного объекта («природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение»), исходя из которого, можно сделать вывод о том, что искусственный земельный участок подпадает под это понятие тоже. [3] Однако оно гораздо уже, чем определение искусственного земельного участка в федерально законе № 246-ФЗ, из которого можно выделить обязательность ввода в эксплуатацию такого объекта и последующее его признание именно земельным участком. Но в целом, искусственный земельный участок, действительно является природно-антропогенным объектом.
Исходя из этого, можно сделать вывод о необходимости совершенствования понятия «искусственный земельный участок» и закрепления его в одном конкретном законодательном акте. В свою очередь мы можем предложить следующий симбиоз двух понятий, объединённых в одно целое: искусственный земельный участок — это природно-антропогенное сооружение, создаваемое на водном объекте путём намыва или отсыпки грунта, а также иных технологий, которое признаётся земельным участком после ввода его в эксплуатацию.
Интересно отметить, что некоторые учёные категорически против самого термина «искусственный земельный участок», т. к. они считают, что земля — это природный объект, который возник без участия человека и этот природный объект, как и многие другие, не может быть вновь создан, поэтому употребление данного термина является некорректным. И относить искусственные земельные участки к категории природных объектов нельзя, правильнее будет относить их к объектам капитального строительства. Такой позиции, к примеру, придерживается О. И. Красов.
Как уже было сказано, искусственный земельный участок, создаётся на водном объекте и в связи с этим могут быть изменены границы самого водного объекта, а также часть подводного дна, которая может стать уже частью суши вместе с искусственно созданным участком. Поэтому возникает необходимость перевода земель водного фонда в другую категорию. Это закрепляется Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Как отмечает Н. Н. Мельников, для возведения искусственного земельного участка предоставляется не дно водоёма, а именно сам водный объект, т. к. на землях, покрытых поверхностными водами, не формируются земельные участки в соответствии со ст. 102 Земельного кодекса РФ. [4, с.48]
Но если земельные участки создаются на водных объектах, то закономерно возникает вопрос об их принадлежности к категории гидротехнических сооружений. Если обратиться к ст. 3 федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», то можно выявить важный признак гидротехнического сооружения — это цель его создания, а именно, для предотвращения негативного воздействия вод. Но искусственно созданные земельные участки не всегда выполняют именно эту функцию. [5] Следовательно, отнести земельные участки, созданные человеком, к понятию гидротехнического сооружения можно далеко не всегда.
Т. к. водный объект, взаимосвязанный с искусственным земельным участком всегда находится в динамике и воздействует на его границы, то возникает вопрос о том, как же всё-таки регистрировать права на данный земельный участок. Подобный вопрос возник в суд при рассмотрении дела об отказе регистрирующего органа зарегистрировать право собственности на пляже, границы которого омывались водами и постоянно менялись. В связи с этим было невозможно установить точные границы земельного участка, поэтому регистрирующий орган отказывался признавать данный искусственный земельный участок объектом недвижимости. По итогам разбирательства суд вынес решение о необходимости руководствоваться технической документацией объекта и его целевым назначением. В данном случае в документации было указано, что пляж возведён для укрепления берегового массива и гашения энергии волн, следовательно, пляж является гидротехническим сооружением, на которое следует признать и зарегистрировать право собственности. [6]
Как показывает анализ судебной практики, довольно часто возникают споры связанные с использованием искусственного земельного участка совместно с водоёмом. Так в производстве Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа находилось дело о возврате берегоукрепительного сооружения в государственную собственность. В материалах дела сообщалось, что ОАО приобрело в рамках приватизации берегоукрепительное сооружение в полуразрушенном состоянии. В ходе реконструкции этого сооружения было сооружён новый объект-причал, право собственности, на который было признано за ОАО. В дальнейшем приватизация была признана недействительной, и государственный орган обратился в суд с истребованием предмета сделки обратно. Но суд установил, что возврат прежнего берегоукрепительного сооружения в натуре невозможен вследствие его полной реконструкции. [7]
Также, довольно часто возникают споры о квалификации объектов, эксплуатация которых предусматривает взаимосвязанное использование водного объекта и искусственного земельного участка. Так в производстве арбитражного суда находилось дело об истребовании арендодателем имущества у арендатора по окончании срока аренды. Спор возник относительно затона, который арендодатель считал техническим сооружением. Изучив техническую документацию суд пришёл к выводу, что затон в данном случае является именно водным объектом, к тому же арендатор так и не смог доказать возможность использования затона отдельно от водного объекта. [8]
Отметим, что государственная регистрация первичного права собственности на искусственный земельный участок происходит на основании решения о создании такого участка при наличии разрешения о вводе объекта в эксплуатацию, и в случае, если земельный участок является общей долевой собственность, то для регистрации права необходим договор о создании искусственного земельного участка. Если на искусственном земельном участке находится объект недвижимости, то государственная регистрация права собственности на искусственный земельный участок происходит одновременной с регистрацией права на объект недвижимости на этом участке. При этом на каждый из объектов предоставляется свой кадастровый паспорт. Исходя из этих положений закона и вышесказанного нами, можно сделать вывод о том, что регистрация права на искусственные земельные участки во многом напоминает регистрацию прав на привычные нам объекты недвижимости. Например, для этих двух объектов необходимо разрешение на ввод в эксплуатацию. Так же, необходимо получить разрешение на создание земельного участка, по аналогии с разрешением на строительство объекта капитального строительства. Но вместе с тем, искусственный земельный участок подлежит постановке на кадастровый учёт, как и обычный «естественный» земельный участок в привычном для нас понимании. [9]
Создание искусственных земельных участков, как выяснилось в ходе изучения материалов по данному вопросу, вызывает большой общественный резонанс населения, на чьей территории проживания создаются такие участки. На данный момент законодатель не обязывает проводить публичные слушания и учитывать мнение большинства населения. Например, ч.7 ст.4 ФЗ № 246-ФЗ предусматривает размещение проекта искусственного земельного участка только на сайте муниципального образования, где будет возведён искусственный земельный участок. Гораздо рациональнее со стороны законодателя, было бы включить в закон императивную норму и размещении проекта такого участка в периодических изданиях, которые доступны гораздо более широкому кругу населения, чем сеть «Интернет». Учёт мнения населения является такой же важной процедурой, как и получение разрешения на создание искусственного земельного участка. Поэтому необходимо на законодательном уровне закрепить обязательность информирования населения должным образом и различными способами, включая сеть «Интернет», периодические издания, радио и телевидение. Напомним, что в соответствие со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на предоставление достоверной информации о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого здоровью и имуществу в неблагоприятной окружающей среды, которая была вызвана экологически правонарушением. А т. к. создание искусственного земельного участка — это прямое вмешательство в живую природу, то изменение окружающей среды неизбежно, и очень важно, чтобы эти изменения были в рамках допустимых норм и не причиняли вред жизни и здоровью населения, на чьей территории возводится искусственный земельный участок [10, с.63].
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что правовое регулирование вопросов, касающихся искусственных земельных участков стоит на стыке правового регулирования гидротехнических сооружений и земельных участков. Порой даже в судебных процессах возникают вопросы о том, чем же является предмет спора: гидротехническим сооружением или искусственным земельным участком. И хоть создание подобных участков суши известно уже много веков, законодательство нуждается в более детально и конкретно регулировании этого вопроса, в особенности, конкретизации понятия и признаков искусственных земельных участков. А также в детальном регулировании процедуры создания таких участков, включающую в себя обязательный учёт мнения населения, которое должно широко информироваться о существовании проекта по созданию искусственного земельного участка.
Литература:
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Искусственный_остров
2. Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 19.07.2011 № 246-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Российская газета.2011. № 159.
3. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Российская газета. 2002. № 6.
4. Мельников Н. Н. Искусственный земельный участок: поиск универсального определения // Журнал Российского права. 2011. № 5. С.48–56.
5. О безопасности гидротехнических сооружений: Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Российская газета. 1997. № 144.
6. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 31 января 2007 г. № Ф08–6985/2006, Определение ВАС РФ от 23 апреля 2007 г. № 4113/07.
7. Определение ВАС РФ ВАС РФ от 23 апреля 2010 г. № ВАС-327/08
8. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 6 июня 2008 г. № Ф04–2775/2008(6259-А75–12).
9. Комментарий к статье 22.3 ФЗ — О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним // http://narodirossii.ru/?p=5026/
10. Гринь Е. А. Принудительное прекращение прав на земельные участки: теория и практика правового регулирования: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Краснодар, 2012. 203 с.
moluch.ru
ИСКУССТВЕННЫЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ В РФ: ПОНЯТИЕ И ПРОБЛЕМЫ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.
Все мы привыкли отождествлять земельный участок с живой природой, с её составной частью. Однако человечество уже давно создаёт искусственные земельные участки для различных целей использования: это и Острова Пальм в Дубаи, остров из прессованного мусора и международный аэропорт Кансай в Японии построен на искусственных землях, в России часть территории Санкт-Петербурга расположена на насыпной территории. А по различным оценками, до 40 % территории Нидерланд и до 60 % территории Дании образованы в результате деятельности человека. И это лишь малая часть примеров из множества уже созданных искусственных участков суши. Традиционно проблема нехватки территории для развития городов решалась за счет пригородных зон, в составе которых выделялись резервные зоны, предназначенные для застройки жилыми зданиями и другими объектами. Однако размер установленных пригородных зон приморских городов территориально ограничен. Создание намывных территорий является одним из путей разрешения проблемы нехватки территории для развития городов, но в то же время это более затратный и более длительный по времени путь решения территориальной проблемы города.
Всё это свидетельствует об актуальности развития строительства искусственных участков земной поверхности, чему способствует ещё и гораздо более низкая цена таких участков, нежели цена «натуральной» земли. Кроме того, актуальность рассматриваемой темы подтверждается пристальным вниманием ученых к понятию и особенностям правового статуса намывных территорий и искусственных земельных участков, создаваемых на таких территориях. И в связи с этим в области правового поля возникает множество вопросов, касающихся оборота искусственных земельных участков и регистрации прав на них.
Итак, понятие искусственного земельного участка содержится в Федеральном законе от 19 июля 2011 года № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Под искусственным земельным участком, созданным на водном объекте, понимается «сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком»[5].
Если обратиться к Федеральному закону «Об охране окружающей среды», то в статье 1 можно увидеть понятие природно-антропогенного объекта — природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение. Из этого определения можно увидеть, что искусственный земельный участок подпадает под это понятие тоже [4]. Однако оно гораздо уже, чем определение искусственного земельного участка в федерально законе № 246-ФЗ, из которого можно выделить обязательность ввода в эксплуатацию такого объекта и последующее его признание именно земельным участком. Но в целом, искусственный земельный участок, действительно является природно-антропогенным объектом.
Исходя из этого, можно сделать вывод о необходимости совершенствования понятия «искусственный земельный участок» и закрепления его в одном конкретном законодательном акте. В свою очередь мы можем предложить следующий симбиоз двух понятий, объединённых в одно целое: искусственный земельный участок — это природно-антропогенное сооружение, создаваемое на водном объекте путём намыва или отсыпки грунта, а также иных технологий, которое признаётся земельным участком после ввода его в эксплуатацию.
Интересно отметить, что некоторые учёные категорически против самого термина «искусственный земельный участок», т. к. они считают, что земля — это природный объект, который возник без участия человека и этот природный объект, как и многие другие, не может быть вновь создан, поэтому употребление данного термина является некорректным. И относить искусственные земельные участки к категории природных объектов нельзя, правильнее будет относить их к объектам капитального строительств[2].
Как уже было сказано, искусственный земельный участок, создаётся на водном объекте и в связи с этим могут быть изменены границы самого водного объекта, а также часть подводного дна, которая может стать уже частью суши вместе с искусственно созданным участком. Поэтому возникает необходимость перевода земель водного фонда в другую категорию.
Как отмечает Н. Н. Мельников, для возведения искусственного земельного участка предоставляется не дно водоёма, а именно сам водный объект, т. к. на землях, покрытых поверхностными водами, не формируются земельные участки в соответствии со ст. 102 Земельного кодекса РФ. Но если земельные участки создаются на водных объектах, то закономерно возникает вопрос об их принадлежности к категории гидротехнических сооружений [3]. Если обратиться к ст. 3 федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», то можно выявить важный признак гидротехнического сооружения — это цель его создания, а именно, для предотвращения негативного воздействия вод [6]. Но искусственно созданные земельные участки не всегда выполняют именно эту функцию. Следовательно, отнести земельные участки, созданные человеком, к понятию гидротехнического сооружения можно далеко не всегда.
Так как водный объект, взаимосвязанный с искусственным земельным участком всегда находится в динамике и воздействует на его границы, то возникает вопрос о том, как же всё-таки регистрировать права на данный земельный участок. Подобный вопрос возник в суде при рассмотрении дела об отказе регистрирующего органа зарегистрировать право собственности на пляже, границы которого омывались водами и постоянно менялись. В связи с этим было невозможно установить точные границы земельного участка, поэтому регистрирующий орган отказывался признавать данный искусственный земельный участок объектом недвижимости. По итогам разбирательства суд вынес решение о необходимости руководствоваться технической документацией объекта и его целевым назначением. В данном случае в документации было указано, что пляж возведён для укрепления берегового массива и гашения энергии волн, следовательно, пляж является гидротехническим сооружением, на которое следует признать и зарегистрировать право собственности. Как показывает анализ судебной практики, довольно часто возникают споры связанные с использованием искусственного земельного участка совместно с водоёмом.
Также, довольно часто возникают споры о квалификации объектов, эксплуатация которых предусматривает взаимосвязанное использование водного объекта и искусственного земельного участка. Так в производстве арбитражного суда находилось дело об истребовании арендодателем имущества у арендатора по окончании срока аренды. Спор возник относительно затона, который арендодатель считал техническим сооружением. Изучив техническую документацию суд пришёл к выводу, что затон в данном случае является именно водным объектом, к тому же арендатор так и не смог доказать возможность использования затона отдельно от водного объекта.
Что касается государственной регистрации прав на данные земельные участки, то следует сказать, что она во многом напоминает регистрацию прав на привычные нам объекты недвижимости. Например, для этих двух объектов необходимо разрешение на ввод в эксплуатацию. Так же, необходимо получить разрешение на создание земельного участка, по аналогии с разрешением на строительство объекта капитального строительства. Но вместе с тем, искусственный земельный участок подлежит постановке на кадастровый учёт, как и обычный «естественный» земельный участок в привычном для нас понимании.
Создание искусственных земельных участков, как выяснилось в ходе изучения материалов по данному вопросу, вызывает большой общественный резонанс населения, на чьей территории проживания создаются такие участки. И законодатель не обязывает проводить публичные слушания и учитывать мнение большинства населения. Например, ч.7 ст.4 ФЗ № 246-ФЗ предусматривает размещение проекта искусственного земельного участка только на сайте муниципального образования, где будет возведён искусственный земельный участок. Учёт мнения населения является такой же важной процедурой, как и получение разрешения на создание искусственного земельного участка. Поэтому необходимо на законодательном уровне закрепить обязательность информирования населения должным образом и различными способами, включая сеть «Интернет», периодические издания, радио и телевидение.
Напомним, что в соответствие со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на предоставление достоверной информации о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого здоровью и имуществу в неблагоприятной окружающей среды, которая была вызвана экологически правонарушением [1]. А т. к. создание искусственного земельного участка — это прямое вмешательство в живую природу, то изменение окружающей среды неизбежно, и очень важно, чтобы эти изменения были в рамках допустимых норм и не причиняли вред жизни и здоровью населения, на чьей территории возводится искусственный земельный участок. Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что правовое регулирование вопросов, касающихся искусственных земельных участков стоит на стыке правового регулирования гидротехнических сооружений и земельных участков. Порой даже в судебных процессах возникают вопросы о том, чем же является предмет спора: гидротехническим сооружением или искусственным земельным участком. И хоть создание подобных участков суши известно уже много веков, законодательство нуждается в более детально и конкретно регулировании этого вопроса, в особенности, конкретизации понятия и признаков искусственных земельных участков. А также в детальном регулировании процедуры создания таких участков, включающую в себя обязательный учёт мнения населения, которое должно широко информироваться о существовании проекта по созданию искусственного земельного участка.
Список литературы:
- Конституция Российской Федерации: [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 14.05.2016)
- Крассов О.И. Земельное право: Учебник/ 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – С. 260.
- Мельников Н.Н. Земельные споры. Комментарий судебной практики. – Консультант плюс, 2010.
- Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»: [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения 12.05.2016)
- Федеральный закон от 19.07.2011 N 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности» [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116987/ (дата обращения 14.05. 2016)
- Федеральный закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»: [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15265/ (дата обращения 13.05.2016)
sibac.info
ᐉ Искусственные земельные участки правовой режим. urpiter.ru
В статье 3 данного закона дается понятие искусственного земельного участка. Искусственный земельный участок, созданный на водном объекте, находящемся в федеральной собственности (далее также — искусственный земельный участок, искусственно созданный земельный участок), — сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком. Искусственно созданный земельный участок может прилегать к существующим земельным участкам или быть изолированным от них.
Искусственный земельный участок
- Подготовить проектное разрешение, позволяющее создавать искусственные земельные участки на любом водном объекте, который является федеральной собственностью или его частью.
- Согласовать подготовленный проект и опубликовать его в сети Интернет.
- Иметь все обязательные разрешения на создание ИЗУ.
- При необходимости провести аукцион на определение права на создание ИЗУ.
- Заключить и нотариально заверить договора об их создании.
- Подготовить и утвердить документы о планировке территории в ее будущих границах спланированного объекта.
- Выполнить все инженерные расчёты при подготовке проектной документации.
- Составить документы о проекте искусственного земельного надела, когда будут иметься все результаты инженерных исследований.
- Получить государственные экспертизы и экологическую государственную экспертизу программной документации ИЗУ.
- Провести все завершающие работы по обоснованию участковой зоны.
Искусственный земельный участок: определение и особенности правового режима
После утверждения проектной документации и правил землепользования и застройки предлагается организовывать аукцион на право заключения инвестиционного договора, который проводится органом местного самоуправления поселения, чьи интересы затрагивает создание искусственно образованной территории, после утверждения проектной документации о создании искусственно образованной территории по инициативе физических или юридических лиц. Создание искусственно образованных территорий по инициативе физических и юридических лиц осуществляется на основании инвестиционного договора, одной из сторон которого является инвестор. Другой стороной инвестиционного договора выступает орган местного самоуправления поселения, интересы которого затрагивает создание искусственно образованной территории.
Правовые проблемы создания и определения режима искусственных земельных участков
В силу объективных причин практика создания искусственных земельных участков для строительства объектов получила широкое распространение в Европе. Например, в Нидерландах 40% страны находится на искусственно созданных путем намыва территориях. В Дании этот показатель составляет 60% . Аналогичные работы широко ведутся в США, Китае, Бразилии, Аргентине и других странах . ——————————— Замышляев Д. В., Задорожнюк Е. И. К проблеме создания искусственных территорий // Юрист. 2008. N 6. См.: Намывные территории. Энциклопедия Санкт-Петербурга // URL: www. encspb. ru/ article. php? kod= 2803997663.
Правовой режим искусственных земельных участков
Правовой режим земель имеет привязку к территориальному зонированию. Под которым понимают закрепление границ или зон за участком земли, в рамках которых земли могут использоваться и за которыми закрепляется определенный субъект земельных правоотношений.
Правовой режим земельных участков понятие и содержание
Согласно ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации 2001 года (далее — ЗК РФ), условия и порядок возведения искусственных земельных участков регулируются Федеральным законом от 19.07.2011 N 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 246-ФЗ), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Согласно ст. 3 Закона N 246-ФЗ, искусственный земельный участок представляет собой сооружение, которое создается на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, и признается после ввода его в эксплуатацию также земельным участком.
Понятие искусственного земельного участка может быть сформулировано на основе определения природно-антропогенного объекта, являющегося, согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», объектом, измененным в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объектом, возведенным человеком, обладающим свойствами природного объекта и имеющим рекреационное и защитное значение . Исходя из сказанного, понятие искусственного земельного участка соответствует определению природно-антропогенного объекта, но не в полной мере, так как возможности использования искусственных земельных участков должны быть шире и определяться их целевым назначением.
———————————
Аналогичное определение приводится в Модельном законе от 15.11.2003 N 22-18 «Об экологической безопасности» // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ. 2004. N 33.
Искусственный земельный участок как объект правового регулирования гражданского и земельного права: вопросы теории (Мельников Н
Приведенную точку зрения опровергают следующие обстоятельства. Во-первых, известны многочисленные случаи естественного и искусственного намыва земельных участков, а также возникновения и создания иных природных объектов, таких как водоемы и лесные насаждения. Последнее нашло отражение в действующем законодательстве.
Так, п. 4 ст. 1 Водного кодекса РФ допускает создание искусственных водоемов (прудов и обводненных карьеров), и на такие объекты впоследствии будет распространяться общий режим водного объекта . В ст. 62 Лесного кодекса РФ допускается проведение искусственного восстановления лесов, и опять же не проводится разграничение между естественным и искусственным созданием . Следовательно, объект природы может быть создан человеком, в частности, земельный участок.
———————————
Водный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ.
Лесной кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: [Электронный ресурс] / Компания «КонсультантПлюс».
Проблемы правового регулирования отношений, связанных с искусственными земельными участками (Сойников М
Анализируемое определение земельного участка соответствует положению гражданского законодательства, относящему земельные участки к недвижимым вещам, недвижимому имуществу, согласно ст. 130 Гражданского кодекса. В определении отсутствует закрепление за земельным участком его свойства расположения в пространстве, в границах; не указывается на свойство земельного участка иметь поверхность, включая плодородный слой почвы. Им также не наделяется земельный участок свойствами целевой принадлежности и разрешенного использования. Данное определение земельного участка противоречит основополагающим принципам земельного законодательства, установленным в ст. 1 Земельного кодекса.
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА
Проанализировав терминологию, содержащуюся в литературе и нормативных правовых актах того времени, можно выделить несколько применимых к объекту исследования терминов. В качестве примера упомянем «намывные территории», «искусственные территории в акватории водных объектов» (Тикк О.К.[1]), «искусственные территории» (Кирилловых А.А.[2]), «намывная территория», «намывная (искусственная) территория», «территория, созданная путём намыва» (Быстрова Д.А.[3]), «искусственно образованный участок суши» (Замышляев Д.В. и Задорожнюк Е.И.[4]).
ИСКУССТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК: ДОЛГИЙ ПУТЬ К ПРАВОВОЙ ОПРЕДЕЛЁННОСТИ
Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.
Правовой режим земельных участков для разработки полезных ископаемых
стком, который (несмотря на ввод его в эксплуатацию) не утрачивает статус сооружения. Кроме того, для сохранения потребительских свойств искусственного земельного участка его правообладателю необходимо регулярно принимать определенные меры по поддержанию и сохранению участка в течение периода его эксплуатации.
Научная статья по теме Искусственный земельный участок как объект правового регулирования гражданского и земельного права: вопросы теории Государство и право
Искусственный земельный участок представляет собой имеющую определенные границы техногенную поверхность, сложенную из грунтов на естественное основание. Как и искусственный водный объект, свойствами природной системы искусственный земельный участок обладает не сразу. После его создания продолжается процесс уплотнения и самоуплотнения грунта, упрочнения за счет формирования структурных связей (сцепления), возможен процесс почвообразования, при использовании (пусть и ограниченно) искусственных участков под рекреационные, сельскохозяйственные цели.
СОЗДАНИЕ ИСКУСТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ НА ЗЕМЛЯХ ВОДНОГО ФОНДА
В Водном кодексе Российской Федерации водный объект определен как природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Из перечисленных в Водном кодексе поверхностных водных объектов искусственное происхождение имеют каналы, водохранилища, пруды, обводненные карьеры. Только в отношении юридической природы каналов законодатель высказался достаточно определенно, отнеся их к виду гидротехнического сооружения (ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений»). Каналы создаются в процессе гидротехнического строительства, связанного с возведением сооружений и комплексов для водного транспорта, мелиорации земель, водоснабжения, канализации и т.п.
Искусственные земельные участки правовой режим
При применении нормативных актов, регулирующих использование земель транспорта, следует обратить внимание на то, что основания предоставления и права, на основании которых лица используют данные земли, в настоящее время определены Земельным кодексом РФ. Так, в соответствии с положениями ст. 20 и иными статьями ЗК РФ многие пользователи земель транспорта не могут использовать земли на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Искусственные земельные участки правовой режим
Собственность (в т.ч. и частная) представляет собой экономическое отношение, складывающееся по поводу определенного блага. То есть собственность — это не сам земельный участок, а совокупность отношений, урегулированных нормами гражданского и земельного права, складывающихся по поводу этого участка. На недопустимость смешивания понятий «имущество» и «собственность» неоднократно указывалось в юридической литературе.
Правовой режим земельных участков как недвижимого имущества Бугров Денис Сергеевич
03 Дек 2018 piterurist 165 Поделитесь записьюurpiter.ru
Искусственные земельные участки как объекты земельного права
Библиографическое описание:
Попова П. Е. Искусственные земельные участки как объекты земельного права // Молодой ученый. 2016. №6.6. С. 30-32. URL https://moluch.ru/archive/110/27600/ (дата обращения: 27.07.2019).
В данной статье рассматривается особый объект земельных правоотношений — искусственные земельные участки и анализируются источники их правового регулирования.
Ключевые слова: земельный участок, объекты земельных правоотношений, искусственный земельный участок, ввод в эксплуатацию.
В настоящее время, практика создания искусственных земельных участков получила широкое распространение не только в Европе, но и в России. Механизм комплексного освоения новых территорий закрепляется на уровне перспективных планов развития и инвестиционных программ, а также специального федерального законодательства.
Но на протяжении долгого периода времени правовое регулирование создания искусственных земельных участков на водных объектах практически не осуществлялось [1, С.470]. Единственным законодательно определенным основанием создания земельного участка, согласно ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», являлась строительство или расширение морского порта.
Между тем, ограниченность земельных ресурсов и плотность застройки современных крупных городов уже давно определили необходимость разработки эффективных механизмов правового регулирования общественных отношений, предметом которых являются искусственные земельные участки [2, С.587].
С вступлением в силу 2 августа 2011 года Федерального закона от 19.07.2011 № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленного на урегулирование отношений, связанных с созданием на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, искусственных земельных участков для целей строительства на них зданий, сооружений и (или) их комплексного освоения в целях строительства, ситуация кардинально изменилась.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 19.07.2011 № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» искусственным земельным участком является сооружение, создаваемое на водном объекте (или его части), находящемся в федеральной собственности, путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком. Искусственно созданный земельный участок может прилегать к существующим земельным участкам или быть изолированным от них [3].
Данное определение закрепляет двойственность правового статуса искусственного земельного участка. Поскольку до момента ввода в эксплуатацию искусственный земельный участок является объектом капитального строительства, а после ввода в эксплуатацию он признается земельным участком, использование и оборот которого осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2011 № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», гражданским, земельным и экологическим законодательством.
По существу, создание искусственного земельного участка немногим отличается от возведения объекта капитального строительства, но результат не связывается с образованием капитального объекта — искусственный земельный участок как единый объект распадается на два объекта: объект капитального строительства и земельный участок. [4, С.12] Не давая четких разграничительных признаковзаконодатель тем самым не позволяет выделить специфику образованных земельных участков и попутно ведет к правоприменительным проблемам. [5]
Федеральный закон от 19.07.2011 № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»также вносит ряд изменений в различные нормативные правовые акты, в том числе в Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в части установления особенностей перевода земель водного фонда при создании искусственного земельного участка [6], в Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в части установления особенностей кадастрового учета искусственного земельного участка и некоторые иные правовые акты [7].
Таким образом, не смотря на определенные коллизии, законодательно устанавливается, что искусственный земельный участок с момента ввода его в эксплуатацию, признается земельным участком, а значит, является полноценным объектом земельного права [8].
В заключении можно сказать, что в результате целенаправленной деятельности человека по преобразованию окружающей среды создается искусственный земельный участок — территория, которая посредством преобразования становится объектом земельного права и подходитдля целей строительства на них зданий, сооружений и (или) их комплексного освоения в целях строительства.
Литература:
- Гринь Е.А., Малимонова А.С. Искусственный земельный участок: проблемы терминологии. // Молодой ученый. 2015. № 19.
- Гринь Е.А., Горбань П.А. Публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка. // Молодой ученый. 2015. № 21 (101).
- Федеральный закон «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Электронный ресурс // — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_116987/
- Галиновская Е. А., Кичигин Н. В. Правовые проблемы создания и определения режима искусственных земельных участков // Правовые вопросы строительства. 2008. N 2.
- Остапенко А.Г. Вопросы судебной защиты сервитутных прав // Научный журнал КубГАУ. № 62 (08). 2010.
- Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» // Электронный ресурс // — https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_50874/
- Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» // Электронный ресурс // — https://www.consultant.ru/document/cons_doc_
- LAW_70088/
- Гряда Э.А. Особенности приобретения права собственности на земельные участки публичноправовых образований. // Власть Закона. 2014. № 2 (18).
Основные термины (генерируются автоматически): искусственных земельных, земельный участок, законодательные акты Российской, отдельные законодательные акты, земельных участков, искусственных земельных участках, «Об искусственных земельных, искусственный земельный участок, искусственных земельных участков, акты Российской Федерации», водных объектах, федеральной собственности, земельного участка, внесении изменений, 246-ФЗ «Об искусственных, искусственного земельного участка, Федеральный закон, земельным участком, создания искусственных земельных, земельные участки.
moluch.ru
Анализ правового регулирования создания искусственных земельных участков в России и Германии
Ключевые слова: искусственный земельный участок, искусственно созданный земельный участок.
В наши дни тема создания искусственных земельных участков приобретает все большую актуальность. Земля — один из самых важных и необходимых ресурсов, который человек использует в своей деятельности. Проблема недостатка свободных земель остро стоит в небольших по территории странах, особенно в современных условиях быстрого роста народонаселения планеты. Несмотря на то, что Россия является страной, имеющей самые обширные территории, данный вопрос коснулся и ее. В частности, сейчас реализуется проект «Федерация» в г. Сочи, в Санкт-Петербурге реализуется проект «Морской фасад», эти проекты предусматривают создание искусственных островов.
Образование новых земельных участков и увеличение прибрежной полосы вследствие намыва грунта и песка водой известно еще со времен римского права под названием alluvio, а отрыв полосы земли и последующее ее сращивание с другой частью суши именовалось avulsio [1, с. 68]. В русской дореволюционной литературе намыв (alluvio) и отрыв (avulsio) считались способами приобретения права собственности на землю наряду с обнажением русла реки и возникновением островов [2, с. 144] либо способами естественного приобретения права собственности независимо от владения путем «приращения недвижимого имущества к недвижимому» [3, с. 413].
Данные латинские термины предполагают естественный намыв грунта и песка, т. е. действие сил природы: течение, изменение русла реки, отлив и другое. В результате происходило образование нового земельного участка и изменение границ водного объекта. Но на современном этапе человеческого развития образование новых территорий в большинстве случаев является следствием целенаправленных действий человека, т. е. такие участки создаются искусственным путем. [4, с. 470]
В связи с возросшим интересом к созданию искусственных земельных участков, обусловленным высокой инвестиционной привлекательностью и широкими возможностями в области градостроительства при их образовании, большое количество европейских стран приняли нормативные акты, регулирующие данный процесс. В данной работе рассматривается законодательство Российской Федерации и законодательство Германии, действующее в данной сфере.
Как известно, и Россия и Германия являются федеративными государствами, поэтому представляется интересным рассмотреть вопрос о полномочиях субъектов федерации в этой области. Согласно статье 72 Конституции РФ вопросы, относящиеся к земельному и водному законодательству, являются сферой совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Что касается Германии, то в силу статьи 74 Основного закона Германии [5], на данные вопросы распространяется конкурирующая компетенция между федерацией и землями.
В настоящее время в Российской Федерации действует Федеральный закон от 19.07.2011 N 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — ФЗ «Об искусственных земельных участках»). Данный закон в статье 3 закрепляет понятие такого земельного участка: Искусственный земельный участок, созданный на водном объекте, находящемся в федеральной собственности — сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком. [6]
Нормативные правовые акты РФ содержат понятия искусственного земельного участка и гидротехнического сооружения, разграничивают их. Но при этом вопрос о двойственной природе такого объекта остается открытым. Так, Строительные нормы и правила 33–01–2003 [7] признают искусственные острова одним из видов гидротехнических сооружений, а Строительные нормы и правила 22–02–2003 [8] такими сооружениями признают искусственные пляжи.
Ко всему прочему, некоторые судебные постановления понятия «гидротехническое сооружение» и «искусственный земельный участок» понимают как синонимичные. Так, например, суд в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 12.07.2013 N Ф08–3482/2013 по делу N А32–47120/2011 двояко трактует положение буны: то признает ее земельным участком, то указывает на признание данной буны гидротехническим сооружением. [9]
В Германии не существует какого-либо специального нормативного акта, регламентирующего создание искусственных участков. Эта область регулируется законами, относящимися к сфере водного хозяйства. Например, Водно-хозяйственный закон Германии содержит понятие сооружение, к которому относит строительные и портовые сооружения, здания причалы и другое. В то же время Положение «О морских сооружениях, ограничивающих немецкое прибрежное море» указывает на то, что искусственные земельные участки относятся к сооружениям, если они созданы для выработки энергии из ветра и(или) воды.
Таким образом, мы видим, что в России искусственные земельные участки одновременно признаются сооружениями и земельными участками, в Германии — сооружениями.
Из легального определения понятия «искусственный земельный участок» видно, что в Российской Федерации на законодательном уровне регулируется процесс создания таких участков только на водных объектах, находящихся в федеральной собственности. Законодательство Германии, в свою очередь, не содержит подобных ограничений, следовательно, там могут быть возведены искусственные земельные участки на водных объектах, находящихся в любой форме собственности, предусмотренной законом.
Примечательно, что в Германии водные объекты рассматриваются в качестве земельных участков. Такой вывод можно сделать, проанализировав статью 1а Закона «Об организации водного хозяйства» [10], принятого в 1957 году: «Право собственности на земельный участок не дает право на такие виды водопользования, которые предусматривают необходимость получения разрешения». Водные объекты могут выступать самостоятельными земельными участками либо являться частью прибрежных земельных участков в силу принципа приращения [11, с. 131]. При этом стоячий водоем является частью земельного участка. [12]
В России водные объекты определены как естественные или искусственные водоемы, в котором сосредоточение вод имеет признаки водного режима. Здесь мы видим серьезное различие: в нашей стране устанавливается собственность на водоем, а в Германии — на земельный участок, находящийся под водами, образующими водоем.
В обеих странах для того, чтобы начать строительство искусственного земельного участка, необходимо заключить договор. В России данный аспект урегулирован статьей 7 ФЗ «Об искусственных земельных участках», в которой указано, что одной из сторон данного договора является орган государственной власти или орган местного самоуправления. Следовательно, этот договор является публично-правовым и его можно отнести к правовым формам, которыми реализуется государственно-частное партнерство, по-другому данное явление называется сотрудничество публичных образований и хозяйствующих субъектов. Кроме того, договор является смешанным, т. е. содержит в себе элементы иных гражданско-правовых договоров, и заключается он, как правило, после проведения аукциона. В Германии вид договора, на основе которого осуществляется создание искусственного земельного участка, зависит от формы собственности водоема, на котором планируется строительство. Так, названные работы, выполняемые в границах «частного водоема» оформляются частно-правовыми договорами (например, договор подряда). Если же возведение такого участка производится на водоемах, не находящихся в частной собственности, то заключаются публично-правовые договоры (например, инвестиционный договор, концессионный договор, договор городского строительства (Städtebaulicher Vertrag) [13]).
Что касается права собственности на искусственно созданный земельный участок, то ФЗ «Об искусственных земельных участках» урегулировал этот вопрос следующим образом: такие участки принадлежат на праве собственности тому публично-правовому образованию, за счет средств бюджета которого осуществлялось создание искусственных земельных участков. Если же строительство осуществлялось физическим или юридическим лицом на основании договора о создании искусственного земельного участка, то этот участок признается собственностью застройщика.
В Германии решение данного вопроса напрямую зависит от того, является ли водоем, на котором возведен искусственный земельный участок, самостоятельным земельным участком или частью прибрежного участка. Так, Водные законы большинства земель Германии предусматривают следующее правило: если водный объект — самостоятельный земельный участок, то созданный искусственный участок принадлежит собственнику водоема; если водный объект — часть прибрежного земельного участка, то искусственно созданный участок принадлежит собственнику данного прибрежного земельного участка. Следовательно, в Германии, в отличие от России, не имеет значение на чьи средства осуществлялось возведение искусственного земельного участка.
Сравнительный анализ правового регулирования создания искусственных земельных участков позволил выявить сходства и различия в регламентации этого процесса в России и Германии. Представляется, что опыт законодательной регламентации возведения искусственных участков на водных объектах, находящихся в иных формах собственности, кроме федеральной (ФЗ «Об искусственных земельных участках» регулирует их создание только на водных объектах, находящихся в федеральной собственности) будет полезен для российской правовой системы и позволит заполнить пробелы в праве, возникающие в этой сфере.
Литература:
- Тыжнов Ф. О приращении по римскому праву, сравнительно с французским и русским законодательствами. Казань, 1858.
- Тютрюмов И. М. Гражданское право. Юрьев, 1922.
- Мейер Д. И. Русское гражданское право. М., 2003.
- Гринь Е. А. Искусственный земельный участок: проблемы терминологии [Текст] / Е. А. Гринь, А. С. Малимонова // Молодой ученый. — 2015. — № 19.
- Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschland vom 23. Mai 1949 (BGBl. S. 1)
- Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 19.07.2011 № 246-ФЗ // СЗ РФ. 2011.№ 30 (ч. 1). Ст. 4594.
- Строительные нормы и правила СНиП 33–01–2003 «Гидротехнические сооружения. Основные положения»: приняты Постановлением Госстроя РФ от 30.06.2003 N 137 // Информационный бюллетень о нормативной, методической и типовой проектной документации. 2003. N 11.
- Строительные нормы и правила СНиП 22–02–2003 «Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения»: введены в действие Постановлением Госстроя РФ от 30.06.2003 N 125 // Информационный бюллетень о нормативной, методической и типовой проектной документации. 2003. N 11.
- Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12.07.2013 N Ф08–3482/2013 по делу N А32–47120/2011.
- Gesetz zur Ordnung des Wasserhaushalts (Wasserhaushaltsgesetz — WHG) vom. 27.07.1957 (BGBl 1957, 1110, 1386)
- Гурин Н. В., Новицкая А. А. Создание искусственных земельных участков в границах водных объектов, находящихся в федеральной собственности. Предложения по совершенствованию законодательства// Закон. 2011. № 12
- Wieling H. J. Sachenrecht. 5 Aufl. Berlin, 2007. S. 31
- Baugesetzbuch in der Fassung der Bekanntmachung vom 23. September 2004 (BGBl. I S. 2414)
Основные термины (генерируются автоматически): участок, искусственный земельный участок, Россия, земельный участок, федеральная собственность, Российская Федерация, Германий, создание, сооружение, договор.
moluch.ru